Мое педагогическое кредо


Школа, как социальный институт, имеющий тысячелетнюю историю, постоянно развивается. Это обусловлено развитием самого общества и его потребностей. Оценка деятельности школы и учителя так же зависит и от государственных запросов и от эпохи в целом. Всегда во все времена учителя старались добросовестно учить учеников, прививать им человеческие качества. Выйдя из системного кризиса 90-ых годов, российская школа в целом смогла сохранить лучшие свои черты. Какие же проблемы волнуют учителя, который пережил вместе со школой это время?

Первое – это все большее духовное одиночество наших детей. Родители, занятые поиском заработка, часто находятся вдалеке от своих детей, а бабушки и дедушки часто не в состоянии контролировать ситуацию. И учитель остается единственным человеком, которому не безразлична судьба ребенка. Именно на учителя за отсутствием родителей ложится ответственность за формирование таких качеств как доброта, порядочность, уважение к старшим. А все эти качества могут быть сформированы только при непосредственном личном общении и на личном примере.

Второе – это содержание образования. Мы наконец-то осознали, всех и всему учить одинаково нельзя. Это обусловлено умственными и психологическими особенностями ребенка. Будущее, на мой взгляд, за разработкой и внедрением индивидуальной образовательной траектории детей. Мы часто учим основам наук, но очень редко основам общения и жизни среди людей.

Третье – это «язык» учебника. Всем известно ещё с вузовского курса психологии, что если учебник написан «чужим для ребенка» языком, то его содержание усвоено не будет. Безусловно, написать учебник для каждого отдельного ребенка нельзя, и отсюда, по-моему, так же вытекает необходимость индивидуализации обучения.

Вернусь к душе. Компьютер, сегодняшний кумир молодежи – это реальность и будущее нашей школы. Неоспоримы плюсы виртуальных путешествий в музеи мира, природные заповедники, возможность индивидуального тестирования и т.д. Но оставлять маленького ребенка один на один с машиной очень рискованно. Неокрепшая душа негатив способна принять как норму. Отсюда возрастает необходимость общения с ребенком человека взрослого и умного, способного объяснить «что такое хорошо, и что такое плохо».

И последнее. Потребность в объективной информации об уровне знаний учащихся, педагогических способностях учителя очевидна. Только вот не слишком ли велика погрешность этих средних показателей в образовании?

Ведь все средние баллы всегда подавляли личность, а главная задача школы – её формирование. Вот ещё один плюс в пользу индивидуализации образования.

 

В настоящее время в современный мир все больше и больше внедряются информационно-коммуникативные технологии, современный человек живёт и формируется в мире электроники. Все это приводит к одному мнению - современный урок, современный учитель, использующий ИКТ.

Учитель в информационном мире – это что – то вроде связующего элемента между информационным потоком и учеником. Но чтобы стать этим элементом, учителю необходимо уметь владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками, чтобы идти с учеником в одном направлении и в ногу со временем и понимать язык ребёнка.

По моему мнению, использование ИКТ на различных уроках позволяет развивать у учащихся умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; учащиеся могут овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Так как я учитель, идущий в ногу со временем, сегодня технически готов и уже использую информационные технологии в преподавании. Любой этап урока не обходится без новых технических средств. Благодаря умению пользоваться информационно-коммуникативными технологиями, я могу подготовиться к любому уроку; для проверки усвоенных знаний приготовить для обучающихся тесты (в программе конструктор тестов); сделать различные задания на интерактивной доске и т.д.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися, а также мне помогает организовывать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными и мобильными. Разве это не есть один из необходимых условий реализации ФГОС, где использование интерактивных методов обучения являются одним из основных критериев обучения?

Для себя считаю главным подготовить ребёнка к комфортной жизни в условиях современного общества, научить его использовать компьютер и другие технические средства, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить информацию, но сделать это всё без вреда для его здоровья.

На мой взгляд, применение ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску. Урок становится не однообразным и не скучным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.