«Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство историко-патриотического воспитания учащихся»
[ Скачать с сервера (50.5 Kb) ]23.03.2016, 22:11

Введение

 

На сегодняшний день ИКТ являются неотъемлемой частью современного общества. Во многом благодаря масштабному внедрению компьютерных технологий стало возможным продуктивно использовать их для образовательных целей. Умение активно пользоваться этими ресурсами считается чуть ли не вызовом времени, определяющим готовность педагога не затеряться в мире высоких технологий. Цель данной работы: выявить основные возможности и применение ИКТ при историко-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Для этого пришлось решить следующие задачи:

  1. Раскрыть роль краеведения как мощного средства историко-патриотического воспитания
  2. определить особенности патриотического воспитания школьников в современных условиях внедрения ИКТ;
  3. изучить и определить эффективные пути применения возможностей компьютера  для достижения поставленных целей;
  4. разработать программу воспитательной работы по формированию патриотических чувств на уроках информатики.

Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость. И это не случайно. Россия переживает сейчас сложный исторический период. Но из множества разнообразных проблем нашего времени - экономических, политических, социальных - наибольшую опасность для российского общества представляет кризис духовности. Материальные блага уже прочно заняли первые места в иерархии ценностей. Отсюда равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, историческому прошлому нашего народа, падение престижа военной службы и другие негативные явления, ставшие реалиями сегодняшнего дня. Они препятствуют позитивной социализации подрастающего поколения, что, в свою очередь, мешает развитию тех демократических процессов, которые происходят сейчас в стране: формирование гражданского общества и правового государства.

Остановить эту нежелательную тенденцию может лишь духовное возрождение общества. Поэтому вопросы гражданско-правового воспитания молодежи находятся сегодня в центре внимания общественности и государства. Поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения развития чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина – патриота.

Нельзя заставить любить Родину. Но можно и нужно постоянно воспитывать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, постепенно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе.

 

 

Роль краеведения в патриотическом воспитании с применением ИКТ

Как же пробудить в школьнике любовь к Отечеству? Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Это объясняется следующими особенностями данной дисциплины:

  • краеведение – неотъемлемая частица нашей большой истории. При изучении школьниками истории родного края происходит конкретизация известных им общеисторических фактов, их “оживление”. Это не только приводит к более прочному усвоению исторических знаний, но и влияет на процесс нравственного становления подростков, их историческое самопознание и самоопределение. Историческое краеведение обладает уникальными возможностями для формирования чувства сопричастности каждого с судьбой страны.
  • любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к родному дому, городу. Каждому человеку дорога своя малая Родина. Изучение истории родного края, приобщение к его культурному наследию создает условия для укоренения в сознании молодого поколения понятий, определяющих духовную жизнь нации: Родина, семья, народ, его история, духовная культура.
  • краеведение - это не только усвоение, но и поиск новых исторических знаний. Эти новые знания приходят к ним через поисковую работу. Говоря о краеведении в школе, можно выделить несколько уровней познавательной краеведческой работы учащихся. На первом они получают “готовые” знаний о крае со слов учителя или из учебника. Второй уровень – более активная познавательная работа учащихся: самостоятельный поиск знаний путем изучения материалов периодической печати, музеев, научно-популярной литературы и т.д. В этом случае ребята в процессе исследования делают открытия для себя, как бы заново, уже известных фактов прошлого. Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В последнее время одним из главных направлений таких исследований стало изучение конкретных человеческих судеб – родственников, земляков, изучение обыденной жизни с ее живыми подробностями. Благодаря этой работе молодой человек начинает понимать: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, прошлом родного края и страны.
  • по своей организации краеведческая деятельность относится к массовым формам педагогически организованной деятельности. Она охватывает большое число школьников социально-позитивной деятельностью, создавая условия для саморазвития их личности, жизненного самоопределения, обеспечивая воспитание интеллектуальной, нравственной, коммуникативной культуры.
  • краеведение - это не только область научного исторического познания, но и сфера активной практической деятельности, направленной на распространение знаний об истории края в доступной увлекательной форме. Познание истории родного края через игру, творчество, экскурсии, самостоятельность детей, ориентация на их возрастные особенности и “включение” всех органов чувств в процессе познания – основной принцип краеведческой работы.

Воспитание патриотизма должно осуществляться не столько словами, сколько деламиКак придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Как заинтересовать старшеклассника изучением истории своего села, города, края? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из способов решения этих проблем является применение в историко-краеведческой деятельности информационных технологий.

Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование в историко – краеведческой деятельности учащихся позволяет решать такие важные задачи, как:

  • усиление деятельностного характера историко – краеведческого образования;
  • совмещение актуальных для подрастающего поколения форм деятельности с изучением истории края, а через этот аспект формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, семью;
  • более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;
  • значительное расширение возможностей предъявления разного типа информации;
  • более широкий выбор методических приемов, используемых преподавателем, например:
    • перенос музейного архива на электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов),
    • использование интернета в поисковой деятельности. Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию, например, при написании исследовательских работ на тему «История моей семьи в истории страны», «Участие жителей Тамьян-Тангауровской волости в Отечественной войне 1812 г.»;
    • формирование электронных краеведческих ресурсов с целью популяризации знаний о родном крае. Например, на основе знаний по теме “Обработка графической информации” создание рисунков, посвящённых нашей Малой родины, изображений символики Республики Башкортостан и Абзелиловского района;
    • создание и обработка текстовой информации: оформление рефератов, докладов, проектов об истории родного края. Например, проекты “Дети войны”, “Абзелиловский район в годы Великой Отечественной войны, “Не поле перейти…” (текстовые документы);
    • создание виртуального музея на сайте школы;
    • создание компьютерных презентаций на основе краеведческого материала

 Таким образом, организация работы учащихся над данным проектом позволила создать условия для решения следующих задач:

  • знакомство учащихся с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны на территории нашего района;
  • конкретизация ими теоретических знаний, полученных на уроках истории;
  • осознание школьниками роли абзелиловцев в защите Отечества от фашистских захватчиков;
  • формирование у учащихся чувства сопричастности с историей родной страны;
  • укрепление взаимопонимания между представителями разных поколений.

Всё это помогает духовно-нравственной ориентации подростков в жизни, их социальной адаптации, развитию и саморазвитию личности в целом. Кроме того, интеграция двух направлений - гуманитарного и технического - способствует:

  • активизации мыслительных процессов; развитию мышления;
  • расширению рамок творческой деятельности учащихся;
  • формированию практических навыков поисково- исследовательской работы;
  • развитию ключевых компетенций, прежде всего информационной;
  • получению опыта эмоционально-ценностных отношений к истории и людям родного края;

В результате происходит формирование таких качеств личности, которые сегодня особенно востребованы: диалогичность мышления, умение вести интеллектуальный диалог, самостоятельность в процессе добывания знаний, творческая активность. А в совокупности все отмеченные факторы создают ту среду, в которой происходит становление личности патриота, осознающего ценности родной истории и культуры, имеющего чёткую гражданскую позицию, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли. Так использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности становится эффективным средством историко-патриотического воспитания учащихся. 

Категория: Мои файлы | Добавил: askhal83
Просмотров: 1696 | Загрузок: 31 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar